Сюрприз-сюрприз: образованность не обязательно делает человека умнее в житейском смысле
Чтобы жить хорошо, необходимо принимать правильные решения: управлять своим здоровьем и финансами, строить отношения с подходящими людьми и избегать серьезных ошибок, например, не попадать на крючок онлайн-мошенников. Что нам позволяет делать это? Один из вариантов — IQ: в конце концов, люди, которые набирают больше баллов в интеллектуальных тестах, как правило, продолжают развиваться как в академическом смысле, так и в карьере. Но многие из нас знают интеллектуальных титанов, которые все равно делают серьезные ошибки в жизненных суждениях. «Книжная» образованность не обязательно делает вас умнее в житейском смысле. Новая статья в журнале Thinking Skills and Creativity рассматривает влияние IQ на управление жизнью и то, как другие умственные способности могут отодвигать его на второй план.
В то время как IQ, грубо говоря — это мера умственной силы, которую мы используем для обработки абстрактного содержания, некоторые исследователи говорят, что «критическое мышление» — способность судить беспристрастно, не перескакивая на ложные выводы, — это отдельная способность. Чтобы узнать, насколько важны способности к критическому мышлению, Хизер Батлер из Калифорнийского университета и ее коллеги набрали 244 участника — студентов и взрослых, — чтобы провести тесты на IQ и навыки критического мышления.
Интеллектуальный тест был довольно стандартным и охватывал память, визуальную обработку и математические расчеты. Определение критического мышления опиралось на оценку действий участников в гипотетических сценариях, с учетом соответствия контексту, который мог бы повлиять на их решения.
Например, типичный вопрос в тесте на оценку критического мышления: «Хотите ли вы, чтобы дошкольное образование было обязательным для всех детей, если исследования показывают, что дети, посещающие дошкольные учреждения, с большей вероятностью добьются успехов в школе?» (обратите внимание, что этот конкретный вопрос не использовался в тесте). Критическое мышление здесь обязывает признать, что описанная корреляция не означает причинно-следственную связь, не отражает других возможных объяснений и не учитывает дополнительную информацию, такую как неравенство в доходах между родителями, отправляющими своих детей в дошкольные учреждения, и остальными.
Как и в предыдущих исследованиях, критическое мышление умеренно коррелировало с IQ (0,38), но каждый тест измерял разные аспекты. Исследователи особенно интересовались тем, как эти показатели коррелируют с оценками реальных жизненных результатов. Участники указывали, сталкивались ли они с событиями от умеренно плохих (например, штрафы за просроченную оплату видеопроката) до более серьезных (например, заболевание, передаваемое половым путем).
Отсутствие такого рода событий косвенно указывает на мудрое и эффективное принятие решений, и данные показывают, что люди с более высоким IQ справлялись с этим лучше. В то же время высокие показатели критического мышления были еще более сильно связаны с реальными успехами (даже с учетом IQ). Таким образом, можно иметь скромный IQ и идти по жизни мудро, а можно иметь высокий IQ и допускать такие ляпы, которые заставляют сверстников качать головами. Это вопрос наличия критического мышления.
И это то, над чем можно работать. Критическое мышление — это не столько умственные ресурсы, сколько способ смотреть на мир и набор навыков, которые можно задействовать в соответствующие моменты. Но, к сожалению, мы как общество не уделяем достаточного внимания тому, как развивать эти навыки. Некоторые исследователи очень пессимистично относятся к пользе образования для критического мышления, и, хотя недавний метаанализ утверждает, что посещение колледжа улучшает критическое мышление, он не может определить, что служит причиной. Должна быть какая-то возможность разработать более эффективные способы обучения этим навыкам, которые критически важны в нашей жизни.
Оригинал