Когда вы быстро учитесь, это дает вам большое конкурентное преимущество. И как доказывает наука, есть шесть способов, которые помогают учиться и запоминать новые знания быстрее.
1. Учите других (или просто притворяйтесь)
Если вы вообразите, что вам нужно объяснить кому-то другому тот материал или то дело, которым вы сейчас занимаетесь, это позволяет ускорить обучение и больше запомнить, говорит исследование ученых из Вашингтонского университета в Сент-Луисе. Это ожидание меняет ваш настрой, и мозг начинает учиться эффективнее, чем когда вам просто нужно сдать тест.
Один из соавторов исследования Джон Нестойко пишет: «Когда учителя готовятся преподавать, они обычно ищут ключевые мысли и организуют информацию, придавая ей внятную структуру. Наши результаты показывают, что и студенты тоже начинают применять такие методики эффективного обучения, если они думают, что им предстоит преподавать этот материал».
«Повторенье — мать ученья», — гласит затасканная поговорка. Это правда: чем больше тренируешься в игре на пианино, иностранном языке или жонглировании, тем прочнее эта деятельность закрепляется в мозге.Учёным это давно известно. Однако в последние годы исследования выявили вторую часть этой истины: чтобы чему-то как следует научиться, нужно в первую очередь уметь забывать.
Именно процесс забывания — то есть разрушения старых нейронных связей — позволяет мозгу осваивать новое. Это называется «синаптическим прунингом».
Вот как это работает:
Представьте себе, что ваш мозг — это сад, только вместо цветов, фруктов и овощей в нём растут синаптические связи между нейронами. Именно по этим связям перемещаются нейромедиаторы типа дофамина, серотонина и т. д.
Так называемые глиальные клетки — это садовники мозга, которые ускоряют передачу сигналов между нейронами. Но другие глиальные клетки заняты уборкой: они выпалывают сорняки, уничтожают паразитов, подметают опавшую листву.
Эти уборщики называются микроглиальными клетками. Они обрезают лишние синаптические связи.
Учёные до сих пор спорят о том, как именно микроглиальные клетки решают, что нужно обрезать одну связь, но оставить в покое другую. Судя по всему, связи, подлежащие обрезке, помечаются специальным белком.
Эта обрезка связей и называется синаптическим прунингом. Таким образом мозг физически освобождает место для формирования новых связей, позволяющих нам овладевать новыми знаниями.
Вот почему так важен сон:
У вас когда-нибудь бывало такое ощущение, будто ваша голова переполнена, особенно при освоении каких-то новых знаний или навыков? Скорее всего, так оно и было!
Когда вы узнаёте много нового, ваш мозг образует новые связи, но это непрочные, недолговременные связи. Мозгу вскоре потребуется их обрезать и создать новые, более эффективные и прямые.
Это происходит, когда мы спим.
Когда вы спите, клетки мозга сжимаются до 60% своего «дневного» объёма, уступая место глиальным садовникам. Те приходят, чтобы обрезать лишние синапсы.
Знаете это чувство, когда хорошо выспишься и просыпаешься с утра с ясной головой? Это следствие синаптического прунинга!
Это примерно как запустить дефрагментацию диска на компьютере.
Но как контролировать, что удаляется из мозга, а что остаётся?
Какие же синаптические связи помечаются на удаление? Те, которыми вы не пользуетесь.
Те, которыми вы пользуетесь, получают полив и уход. Поэтому следите за своими мыслями.
Если вы потратите слишком много времени на прочтение форумов, посвящённых «Игре престолов», и слишком мало — на работу, угадайте, какие синапсы будут помечены на удаление?
Если вы поссорились с кем-то на работе и тратите всё время, чтобы придумать, как бы поизощрённее отомстить сопернику, вы будете синаптической суперзвездой мести, но не самым успешным сотрудником.
Побеждает то, на чём вы сосредоточены! Вы буквально конструируете собственный мозг, когда решаете, чему уделять больше внимания.
Философы-стоики считали, что, заранее представив худший вариант развития событий, можно преодолеть свой страх перед неприятностями и найти способ их предотвратить.
Такой тип мышления, когда мы обдумываем ситуацию, противоположную желаемой, называют инверсным.
Инверсия — очень важный инструмент мышления. Она привлекает внимание к ошибкам и препятствиям, незаметным на первый взгляд.
Этот метод применим практически везде. Например, немецкий математик Карл Якоби считал одним из лучших способов прояснить проблему — переформулировать её наоборот. Он записывал задачу, противоположную той, которую пытался решить, и часто решение приходило к нему быстрее.
Кроме того, инверсное мышление лежит в основе искусства. В любое время в обществе существует устоявшийся порядок, а выделяются те творческие люди, которые смогли отвергнуть стандарты.
Мозг корректирует память с помощью электрических ритмов: если мы что-то заучили неправильно, специальный тип волн поможет избавиться от ложной информации.
Известно, что активность нейронов мозга складывается в волны или ритмы, которые можно увидеть на электроэнцефалограмме: альфа-ритм, бета-ритм, гамма-ритм и другие. Ритмы сменяют друг друга в зависимости от того, чем именно в данный момент занимается человек. Например, альфа-волны появляются во время отдыха, когда мы ничем не заняты, но и не спим; дельта-волны соответствуют глубокому сну без сновидений; если же внимание сконцентрировано на какой-то задаче, то это видно по быстрым тета- и гамма-ритмам. Более того, разные области мозга могут генерировать различные волны, потому что выполняют разные задачи. Наблюдая за динамикой ритмов, можно много сказать о том, как «департаменты» мозга общаются друг с другом и как распределяются обязанности при решении когнитивных задач, связанных с памятью, вниманием и т. д.
Абревіатура STEM розшифровується як Science (Наука), Technology (Технології), Engineering (Інженерія) та Mathematics (Математика). При цьому дані дисципліни вивчаються не окремо, як ми звикли, а у комплексі. Велике значення грає практичне застосування отриманих знань.
Спритність, винахідливість, кмітливість – усе це вміння вирішувати завдання різними нетривіальними способами, використовуючи при цьому своє творче мислення