Вопросы к изученному материалу могут быть направлены не только на фактографическую проверку знаний, но и на самоанализ учащихся, на осознание того, как эти знания воспринимаются, усваиваются и используются. Рефлексия на уроке — взгляд на собственную мысль и собственные действия «со стороны» — поможет ученикам глубже осознать не только изучаемый материал, но и собственные особенности его восприятия, осмысления, подходов к использованию знаний на практике, пересмотреть свою познавательную мотивацию. Осознанный подход к собственному образованию помогает правильно расставить приоритеты, выявить свои сильные и слабые стороны и, как результат, повысить качество обучения.
Но понятие рефлексии, помимо «авторефлексии», включает в себя так называемые «рефлексивные процессы второго рода». С точки зрения педагогики – это понимание педагогом позиции обучающегося, его восприятия, эмоциональных состояний и т. д., его реакций на действия педагога и, соответственно, изменение, корректировка его позиций и действий.
В этой публикации предлагаем Вам 8 «Твиттер»-шаблонов для вопросов на рефлексию, которые можно использовать на своих уроках.
«Твиттер»-шаблоны
Как социальная сеть «Твиттер» предлагает выражать свои мысли в 140 символах, так и мы предлагаем вам задавать вопросы на рефлексию лаконично, оставляя самую суть. Чтобы соблюсти правила «игры», предложите учащимся также вместить свой ответ в ограниченное количество знаков. А чтобы формат коротких сообщений работал не только формально, но и функционально, организуйте онлайн-чат в любом мессенджере или социальной сети, которой привык пользоваться класс. Либо просто используйте их как шаблоны для фронтальных опросов.
8 вопросов на рефлексию, которые заставят задуматься о процессе обучения:
- Что удивило тебя сегодня? Почему?
- Что изученного сегодня, на твой взгляд, самое важное? Почему?
- О чём бы ты хотел узнать больше? Почему?
- В каком из заданий ты смог в большей степени применить творческий подход? Почему ты так думаешь?
- Что пробудило в тебе любопытство? Как изменилось твоё внимание на уроке, когда в тебе проснулось любопытство?
- В какой момент урока тебе удалось лучше всего проявить свои способности?
- Если бы у тебя была возможность с завтрашнего дня самостоятельно выбирать, что и в каком порядке изучать, что бы ты выбрал?
- Как ты можешь применить полученные знания?
— —
А как часто Вы используете рефлексию на Ваших уроках? Каким образом?
Источники:
- Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с. (http://www.anovikov.ru/dict/ped_sl.pdf )
- http://www.teachthought.com/learning/use-twitter-exit-slip-teaching/