ІНФОРМАТИКА і не тільки... 

***

  • КРИТЕРІЇ ОЦІНЮВАННЯ
  • Інструктаж БЖД
  • Комп’ютер і здоров’я
  • Статистика


    Онлайн всього: 7
    Гостей: 7
    Користувачів: 0

    Методичний кейс

    Головна » Статті » Методичний кейс » Як працює мозок?

    Тренировка памяти меняет мозг

    Память у всех людей разная – кто-то вынужден записывать дни рождения даже ближайших родственников и друзей, чтобы не забыть их вовремя поздравить, а кто-то с одного раза способен запомнить полторы сотни незнакомых имен. Могут ли одни научить других?

     

    У людей с тренированной памятью некоторые связи в мозге становятся сильнее (обозначены красным), а некоторые, наоборот, слабеют (обозначены синим). (Иллюстрация: Martin Dresler et al. / Neuron 2017.)

    У людей с тренированной памятью некоторые связи в мозге становятся сильнее (обозначены красным), а некоторые, наоборот, слабеют (обозначены синим). (Иллюстрация: Martin Dresler et al. / Neuron 2017.)

    Исследователи из Университета Неймегена поставили эксперимент, в котором участвовали люди с обычной памятью, и в придачу к ним – несколько участников чемпионатов мира по соревнованиям на память (World Memory Championships). Разница между теми и другими стала очевидной после теста, в котором им показывали список с семьюдесятью двумя словами, и нужно было за небольшое время запомнить оттуда как можно больше: если участники чемпионатов запоминали в среднем 70,8 слов, то обычные люди – 39,9.

    Конечно, различия в памяти обусловлены особенностями строения мозга; но, кроме того, есть специальные мнемонические техники, которые используют в том числе и те, кто хочет стать «чемпионом памяти». Одну из таких техник изобрели еще в античные времена – суть ее в том, чтобы представить в воображении некое хорошо знакомое место или ландшафт, и «населить» его теми вещами, которые надо запомнить. Тогда цифры, факты или же предложения большого текста окажутся связанными с привычным местом, и, снова представляя его в уме, можно легко вспомнить нужные вещи. Такой способ запоминания используют и сейчас, и те, кто участвовал в «чемпионатах памяти», в течение шести недель обучали этой технике группу обычных участников эксперимента. Была и другая группа, у которых тренировали кратковременную память; наконец, третью группу просто оставили на шесть недель в покое.

     

    В статье в журнале Neuron авторы пишут, что память в результате улучшилась только у тех, кого тренировали по античной методе – их память стала почти такой же хорошей, как у самих учителей. Впрочем, исследователей интересовали не столько вполне предсказуемые когнитивно-психологические эффекты, а то, что при этом происходит в мозге.

    Оказалось, что после обучения мнемонической технике мозг у обычных участников эксперимента тоже стал работать почти так же, как у их учителей: около двух с половиной тысяч внутримозговых соединений, работающих с памятью и зрительной информацией, перестроились так, чтобы повысить емкость памяти. Мозги оставались перенастроенными как минимум четыре месяца – однако это не значит, что потом все становилось, как раньше, просто эксперимент прекратился; так что вопрос, как долго мозг способен сохранять новую настройку, остается открытым.

    Человеческий мозг вообще известен своей пластичностью: в соответствии с задачами, которые ему приходится выполнять, в нем укрепляются одни связи между нервными центрами, ослабевают другие, какие-то участки получают информационное преимущество и т. д. В данном же случае стоит подчеркнуть, что перестройки «под память» оказались весьма масштабными, случились они за относительно короткое время, и что для таких масштабных изменений было достаточно прилежно позаниматься мнемонической техникой, про которую, к слову, часто можно услышать, что это всего лишь эффектный фокус и что ее вряд ли можно использовать в «реальной жизни».

    Возможно, что она влияет и на другие аспекты работы мозга, но, возможно, что и нет – чтобы узнать, как действует мнемотехника на мышление в целом, нужны еще дополнительные эксперименты. 

    Автор: Кирилл Стасевич

    Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)



    Подробнее см.: http://www.nkj.ru/news/30902/ (Наука и жизнь, Тренировка памяти меняет мозг)

    Категорія: Як працює мозок? | Додав: SvetlanaCh (19.03.2017)
    Переглядів: 227 | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    avatar

    Категорії розділу

    Тести / Загадки / Перевір себе / Логіка [237]
    Актуально / Нові підручники [73]
    Олімпіади [4]
    Поурочне планування [16]
    Рефлексія [7]
    Інклюзія / Психологія / Педагогіка [190]
    Методичні рекомендації [61]
    http://mon.gov.ua/activity/education/zagalna-serednya/metoduchni.html
    Календарне планування, програми та Критерії оцінювання навчальних досягнень учнів [32]
    НУШ [31]
    Астрономія МЕТОДИКИ [6]
    Інформатика МЕТОДИКИ [21]
    Кабінет інформатики [17]
    Як формувати у учнів ключові та ІКТ-компетентності? [47]
    Сучасні технології, методи, прийоми. Інструменти [296]
    Інструментальна цифрова дидактика [19]
    Хмарні технології в освіті [90]
    Сервіси Wеb 2.0. та хмарні технології як моделювальне середовище освітнього підпростору вчителів [59]
    Сервіси Wеb 2.0. та хмарні технології як моделювальне середовище освітнього підпростору вчителів
    Сервіси та послуги Google [19]
    Крім основного свого бізнесу — звичайного пошуку, Google пропонує ряд сервісів та послуг для різних потреб.
    Сайт вчителя [18]
    Змішане навчання [8]
    Перевернуте навчання [15]
    Кейс-метод навчання [13]
    Ігрова педагогіка [31]
    Веб-квести [14]
    Створення навчальних інтерактивних мультимедійних ігрових вправ [4]
    Брейн-ринг [5]
    Онлайн-освіта [7]
    Освіта за допомогою відео [26]
    STEM-освіта [15]
    Абревіатура STEM розшифровується як Science (Наука), Technology (Технології), Engineering (Інженерія) та Mathematics (Математика). При цьому дані дисципліни вивчаються не окремо, як ми звикли, а у комплексі. Велике значення грає практичне застосування отриманих знань.
    Проектний метод навчання [99]
    Інтегроване навчання [20]
    ІНТЕГРОВАНІ УРОКИ інформатики: сутність, ефективність, методика [32]
    http://svch.ucoz.com/publ/0-0-0-1578-13
    Бінарні уроки [6]
    Як працює мозок? [114]
    Мотивація [10]
    Мотивація. Спонукання до дії. Причини, за яких ми докладаємо зусиль, долаємо труднощі, прагнемо до того, що нас приваблює. Про мотивацію
    Розвиток критичного мислення [12]
    Розвиваємо креативність та критичне мислення [31]
    Тематичні тижні та декади [7]
    Україна - рідний край [1]
    Творчість [2]
    Спритність, винахідливість, кмітливість – усе це вміння вирішувати завдання різними нетривіальними способами, використовуючи при цьому своє творче мислення

    Вхід на сайт

    Пошук

    СПІВПРАЦЯ

  • МОН України
  • Міська Рада м.Миргород
  • ПОІППО
  • Міськво м.Миргород
  • Телестудія МИРГОРОД
  • Шкільний канал YouTube
  • E-mail та сайти вчителів
  • ЗОШ №7