Завершается нелёгкий, тревожный и обнадёживающий 2016-й год. Но прежде чем строить планы на следующие 12 месяцев, давайте оглянемся.
В январе 2016 года была опубликована моя статья с прогнозами по цифровому образованию. Подумаем вместе, насколько оправдались ожидания?
Если нет, то что помешало этому?
Ведущие специалисты в области образовательных технологий пытаются сделать прогноз основных направлений в развитии электронного (цифрового) обучения в 2016 году.
1. Игровое обучение.
Электронные дидактические игры охватили фактически все предметные области.
Очень важно их гармоничное включение в учебное планирование. В учебные целях все чаще будут использоваться сложные, разветвлённые игры (квесты, ролевые, деловые игры и т.д.). Электронные дидактические игры получат большое распространение на всех возрастных уровнях.
Коммуникативные тренажеры, симуляторы будут готовить старшеклассников и студентов к будущим профессиям.
Деловая игра позволяет в доступной и увлекательной форме получить информацию о тонкостях выбранной профессии. Это существенно повышает качество их обучения. Обучаемый намного проще запоминает большие объёмы знаний, без принуждения, просто играя и наслаждаясь процессом.
2. Гибкие интерактивные учебные модули.
Большие электронные обучающие курсы сложно адаптировать к быстро меняющимся условиям.
Их место занимают цифровые укрупнённые дидактические единицы — УДЕ (интерактивные плакаты, виртуальные лаборатории, тренажёры, тестеры). Каждая из таких УДЕ является эффективным самостоятельным обучающим модулем и в то же время способствует последовательному построению системы новых знаний.
3. Мобильное обучение.
Студенты и школьники все чаще используют для образования планшеты, смартфоны, аудиоустройства, ридеры и т.д., которые всегда под рукой: в школе, дома, в метро, автобусе и т.д.
Вовсе необязательно учиться в специально отведённом помещении. Обучение доступно везде.
Разработчики цифровых образовательных ресурсов адаптируют свои продукты к мобильным устройствам. Это помогает значительно удешевить затраты на приобретение дорогостоящего оборудования.
Большинство современных студентов и школьников технически и психологически готовы к использованию мобильных технологий в образовании. Дело в организации такого обучения: готовности педагогов и обеспечении достаточно уверенного интернет-соединения.
4. Доступ к лучшим образовательным учреждениям и специалистам во всех областях знаний.
Ломаются географические барьеры.
В самых глухих деревнях и сёлах, благодаря интернет-технологиям, дети могут качественные знания. Открытые образовательные ресурсы вузов, научных центров и учреждений, электронных библиотек становятся доступными каждому желающему.
5. Интерактивное учебное видео.
Одним из важнейших недостатков учебных видеороликов является отсутствие обратной связи.
Растёт количество видеоканалов.
Возрастные особенности детей не позволяют эффективно использовать большие по размеру обучающие видеофильмы.
На смену им приходят небольшие учебные анимационные и видеоролики, обладающие инструментами интерактивности.
Обучаемый в любой момент может узнать, что происходит за кадром, получить более подробную информацию, ответить на вопросы, появляющиеся по ходу демонстрации учебного ролика.
Уже сейчас имеется широкий выбор конструкторов интерактивного видео.
6. Технологии виртуальной и дополненной реальности.
Тренажёры, симуляторы, имитирующие тот или иной вид профессиональной деятельности, станут более доступными и будут носить не только развлекательный, а все более обучающий характер.
В 2016 году будет наблюдаться постепенный переход от настольных игрушек дополненной реальности к созданию обучающей среды, в условиях которой обучаемые будут получать подробную информацию, где находятся и что их окружает.
«Мобильные устройства будут выполнять роль увеличительного стекла, глядя через которое на мир, мы получаем новые слои информации, данных и визуальных образов. Изучение возможностей данной отрасли еще только начинается» (Роберт Райс)
7. Облачные технологии в образовании
Главным преимуществом использования облачных технологий в образовательном процессе является организация новых форм взаимодействия учителя, учащихся и их родителей.
Электронные журналы и дневники станут рутинным делом. На первый план выйдут онлайн обучающие программы, тренажеры, тестеры, игры.
Создание авторских разработок не будет для учителя трудным делом, благодаря наличию большого числа интуитивно понятных онлайн конструкторов по созданию цифровых дидактических единиц разного уровня и назначения.
Но не все так оптимистично.
Одна из главных реальных проблем в готовности учителя, а чаще чиновников всех уровней, гибко и оперативно реагировать на информационно-образовательные инновации.
В объективно правильно выбранных новых электронных инструментах.
Отсюда и вытекает задача Дидактора в ознакомлении и оценке новейших технологических решений, информационных технологий для образования.