ІНФОРМАТИКА і не тільки... 

***

  • КРИТЕРІЇ ОЦІНЮВАННЯ
  • Інструктаж БЖД
  • Комп’ютер і здоров’я
  • Статистика


    Онлайн всього: 1
    Гостей: 1
    Користувачів: 0

    Методичний кейс

    Головна » Статті » Методичний кейс » Як працює мозок?

    ПОЧЕМУ МОЗГ “ГЛОТАЕТ” КАРТИНКИ И НЕ ЛЮБИТ ТЕКСТЫ

    Учимся управлять вниманием в потоках информации

    Утро начинается не с кофе. Лежим в постели и листаем ленту новостей. Фейсбук предлагает ссылки, мелькает сообщениями в мессенджере. В рабочее время открываем несколько вкладок, постоянно отвлекаемся на раздражители в сети и в реальности.

    Быстрая смена образов и текстов влияет на мышление. Мы видим мир как набор меняющихся картинок и клипов. В одних ситуациях нужно вникнуть в текст, провести анализ. В других же важно быстро переключаться.

    Рассказываем, почему у современного человека преобладает клиповое мышление, и учимся управлять вниманием в потоках информации.

     

    Как появилось клиповое мышление

    С помощью клипового мышления мы воспринимаем мир через короткие отрывки видео, текстов и картинок, быстро переключаемся между фрагментами информации. Эта способность у людей была всегда, но раньше преобладало и ценилось последовательное восприятие.

    В конце 19-го века стали популярными газеты.

                                                 «La Gazette», одна из первых газет во Франции, изданная 8 августа 1693 года

    В то время появление разрозненных новостей и коротких рассказов на нескольких листах казалось удивительной наглостью. Редакторов и авторов называли мелкими и поверхностными.

    Например, Чехов тесно сотрудничал с газетами, и современники считали, что он навсегда застрянет в жанре коротких рассказов. Марина Цветаева в 1935 году написала стихотворение, в котором высмеяла читателей:

     

    Глотатели пустот, Читатели газет!

     

    Деятели культуры решили – газета меняет мышление и воспитывает несерьезного потребителя коротких текстов, не способного усваивать сложные материалы.

    После распространения телеграфа появились аббревиатуры и сокращения. Предрекаемый Оруэллом новояз ускорил общение. Затем в жизнь вошло телевидение, а с ним – сериалы и короткие рекламные блоки.

                             Чикаго, 1928 год. Эфир первой в мире телевизионной станции WCFL

    В борьбе между переключением каналов и вдумчивым чтением книг победила смена картинки и быстрое заглатывание фактов.

     

    Как меняется сознание

    СМИ подают информацию тезисно, события связаны временем, а не фактами. На экране может происходить одновременно несколько вещей. Новое поколение больше подвержено клиповому мышлению. Оно может в совершенстве владеть профессиональными навыками, но выпадает из культуры линейного текста.

    Конфликт возникает не между картинкой и текстом, а внутри мира текстов и мира образов. Происходит борьба двух режимов: погружения в информационный поток и переключения между потоками, и второй побеждает.

    В мире книг отходят от длинного, целостного и линейно выстроенного текста. В мире образов фильму противостоит короткое видео. Мозг меняется, прежние способы мышления отмирают. Психологи и ученые считают, что у клипового мышления есть как положительные, так и отрицательные стороны.

    Недостатки клипового мышления:

     

    , иконка 1

    Невозможность концентрироваться на одном источнике информации. Низкий объем внимания, неумение анализировать. Например, в бизнесе во время переговоров важно быть последовательным, помнить ключевой вопрос, не перескакивать между темами.

    , иконка 2

    Отмирание художественной литературы. Школьники мало читают, плохо понимают чужие мысли, не умеют анализировать текст и писать подробные изложения. Они легче воспринимают краткие пересказы произведений и пользуются готовыми домашними заданиями.

    , иконка 3

    Негативное влияние рекламы. Акцент делается на эмоции, человек теряет здравый смысл и покупает ненужные вещи.

    , иконка 4

    Низкий уровень эмпатии. Жестокость и насилие повышают порог чувствительности к переживаниям других. Люди сочувствуют и сопереживают погибшим в момент трагедии, но реакция быстро сходит на нет. Через сознание проходят терабайты новой информации, мы реагируем на нее и так же моментально забываем.

     

    Плюсы клипового мышления:

     

    , иконка 1

    Быстрая адаптация к развитию технологий. Необходимость реагировать на большие объемы данных из разных источников приводит к тому, что сознание подстраивается под новые условия.

    , иконка 2

    Многозадачность. Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, переписываться в чате, бродить по сети, редактировать фото, делая при этом уроки. Обратная сторона многозадачности – рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания.

    , иконка 3

    Быстрая реакция на любые стимулы и изменения в экстренных ситуациях.

    , иконка 4

    Выделение важной информации из потока. Если вы разбираетесь в теме досконально, то вам легче выделить главное. Принимать практические решения можно, и поверхностно ознакомившись с задачей.

    , иконка 5

    Разгрузка мозга от ненужной информации. Вы не вникаете, следовательно – не запоминаете.

     

    Сейчас важно уметь сосредотачиваться на одном предмете, но быстро приспосабливаться к незнакомой ситуации. Эти навыки противоречат друг другу, и никто не знает, какой должна быть идеальная пропорция между ними.

     

     

    Давление социальных сетей

    В рейтинге отвлекающих факторов лидируют соцсети, особенно фейсбук. Мы постоянно боимся что-то пропустить. Этому страху есть название – FoMO (Fear of Missing Out). Раньше это означало, что человек боится принять неправильное решение, например при выборе досуга.

    Сейчас под понятием FoMO имеют в виду желание быть постоянно на связи, не пропустить ничего важного, следить за новостями, читать сообщения и комментарии.

    Еще недавно смс писали друг другу раз в день. Сейчас же статус “прочитано” обязывает ответить собеседнику немедленно. Мы хотим присутствовать в жизни каждого, постоянно.

    Возможно, FoMO – это следствие неудовлетворенных психологических потребностей. Люди, которым не хватает друзей и общения, ищут новинки, чтобы делиться ими с другими, получать отзывы и быть на волне популярности.

    Соцсети предлагают возможность быть социально активными с минимальной затратой ресурсов. Ученые считают, что мы заменяем реальные контакты виртуальными и чувствуем себя более одинокими.

     

    Как концентрироваться на важном

    Люси Джо Палладино, автор книги “Максимальная концентрация”, советует, как сохранить внимание и оставаться продуктивным.

     

    , иконка 1

    Задайте себе вопрос: “Чего я сейчас не делаю?” Когда заходите в интернет, спросите себя, чего вы избегаете, бездумно переключаясь между вкладками. Может, вам нужно разобраться со счетами или написать отчет. Так вы поймете проблему и придумаете пути решения.

    , иконка 2

    “Не думайте о машине, подумайте о самолете”. Когда мы запрещаем себе о чем-то думать, мысли сами цепляются за этот фактор. Подумайте о чем-то другом, отвлекитесь сознательно.

    , иконка 3

    Когда вам тяжело или скучно, пользуйтесь приемом бегунов. Во время долгих марафонов они представляют себя в другом месте, пока их тело борется с усталостью.

    , иконка 4

    Чем дольше звонит телефон, тем больший возникает страх пропустить звонок. Задайте себе вопрос: хотите ли вы брать трубку? Контролировать FoMO можно разными способами: установить границы, работать над уверенностью в себе, говорить “нет” другим и иногда себе.

     

     

    Чем опасно клиповое мышление и как контролировать внимание,рассказывает психолог Леся Марчук

    Чем грозит рассеянное внимание

    Понятийное мышление использует логические конструкции, проводит анализ и делает выводы. Клиповое мышление приходит на смену понятийному, к которому мы больше привыкли.

     

    Потребители лучше воспринимают дробленую информацию, а СМИ, маркетологи и журналисты подстраиваются и преподносят пользователям то, что им нужно.

     

    Сейчас расцвет инфографики. Информация подается вместе с картинками, не нужно читать много букв. Клиповое мышление отучает людей делать самостоятельные выводы. Текст становится инструкцией на тему “что делать и куда бежать”.

    Смысл текста и его стиль перестали быть интересными. Важна только возможность использовать информацию.

     

    Кто подвержен клиповому мышлению

     

    , иконка 1

    Дети: у них, в первую очередь, формируется навык думать короткими отрезками. Гаджеты интуитивно понятны, ими легко пользоваться.

    , иконка 2

    Молодые люди: они находятся в большом информационном поле, клиповое мышление им просто необходимо.

    , иконка 3

    Люди среднего возраста: в возрасте от 30 до 40 лет типы мышления смешаны. В этот период происходит переход от понятийного мышления к клиповому, от чтения пятитомников к коротким статьям и твитам.

    , иконка 4

    Старшее поколение: тем, кто старше, сложно переключиться и пользоваться соцсетями, два мессенджера для них – это уже тяжело. С другой стороны, даже в теленовостях, которые смотрят пожилые люди, ведущий говорит на фоне анонса следующего сюжета. Внизу экрана – две бегущих строки. СМИ приучают людей старшего возраста воспринимать несколько потоков информации.

    Что происходит в социальных сетях

    Социальные сети и мессенджеры, как минимум, отвлекают от работы. Многозадачность – это миф, невозможно делать два дела одновременно. Мозгу нужно время, чтобы закрыть одну дверцу и открыть другую. Переключаясь между несколькими задачами, вы слышите постоянный стук дверей.

    С другой стороны, соцсети дают сжатую информацию, которой не нужен анализ.

     

    Посты в фейсбуке создают эмоциональную нагрузку и подают чужие непроверенные мнения.

     

     Отказ от соцсетей, как отказ от общественного транспорта – будете ходить пешком, но потратите много энергии.

    Бороться с прогрессом невозможно, поэтому используйте его в своих интересах.

    Как контролировать внимание 

     

    , иконка 1

    Искусственно ограничьте пребывание в социальных сетях.Запишите в график точное время, например: “с 13:00 до 13:30 отвечаю на сообщения”. Делите день на отрезки и следуйте плану.

    , иконка 2

    Используйте приложения, которые блокируют соцсети и мессенджеры. Закрывайте доступ к ним на рабочем компьютере.

    , иконка 3

    Переключайте телефон в авиарежим на занятиях спортом, на встречах с друзьями или семьей, если читаете книгу или решаете сложную задачу. Договаривайтесь с мозгом, как с маленьким ребенком. Установите себе рамки: открою фейсбук, когда закончу читать главу или выполню задание.

    , иконка 4

    Читайте художественную литературу. Контролируйте чтение, следите за вниманием. Если хочется отвлечься – остановитесь, проанализируйте текст, сделайте выводы. Понемногу увеличивайте время чтения.

    , иконка 5

    Ищите парадоксы – анализируйте взаимно противоречащие мнения. Это поможет развить критическое мышление и не принимать на веру ситуации под любым соусом.

    , иконка 6

    Медитируйте, прогуливайтесь без гаджетов, откладывайте смартфон и закрывайте ноутбук надолго, когда это возможно.

     

    Как клиповое мышление влияет на отношения

    Есть мнение, что люди с клиповым мышлением не застревают в психологических переживаниях. Им, например, не свойственна эмпатия, они не могут долго пребывать в сложных переживаниях. Это качество влияет на построение глубоких отношений, снижает чувство ответственности.

    Постоянно переключая внимание между объектами, мы можем разучиться выбирать одного партнера надолго или сохранять дружбу. Но это лишь предположения, мы не знаем, как мир будет развиваться дальше.

    Возможно, через несколько лет мозг заработает иначе, и придется привыкать к новому восприятию информации. Ведь к клиповому мышлению мы почти приспособились.

    Категорія: Як працює мозок? | Додав: SvetlanaCh (05.01.2018)
    Переглядів: 190 | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    avatar

    Категорії розділу

    Тести / Загадки / Перевір себе / Логіка [231]
    Актуально / Нові підручники [73]
    Олімпіади [4]
    Поурочне планування [16]
    Рефлексія [7]
    Інклюзія / Психологія / Педагогіка [189]
    Методичні рекомендації [59]
    http://mon.gov.ua/activity/education/zagalna-serednya/metoduchni.html
    Календарне планування, програми та Критерії оцінювання навчальних досягнень учнів [32]
    НУШ [27]
    Астрономія МЕТОДИКИ [6]
    Інформатика МЕТОДИКИ [20]
    Кабінет інформатики [16]
    Як формувати у учнів ключові та ІКТ-компетентності? [44]
    Сучасні технології, методи, прийоми. Інструменти [279]
    Інструментальна цифрова дидактика [17]
    Хмарні технології в освіті [89]
    Сервіси Wеb 2.0. та хмарні технології як моделювальне середовище освітнього підпростору вчителів [59]
    Сервіси Wеb 2.0. та хмарні технології як моделювальне середовище освітнього підпростору вчителів
    Сервіси та послуги Google [18]
    Крім основного свого бізнесу — звичайного пошуку, Google пропонує ряд сервісів та послуг для різних потреб.
    Сайт вчителя [17]
    Змішане навчання [7]
    Перевернуте навчання [15]
    Кейс-метод навчання [13]
    Ігрова педагогіка [26]
    Веб-квести [14]
    Створення навчальних інтерактивних мультимедійних ігрових вправ [4]
    Брейн-ринг [5]
    Онлайн-освіта [7]
    Освіта за допомогою відео [25]
    STEM-освіта [15]
    Абревіатура STEM розшифровується як Science (Наука), Technology (Технології), Engineering (Інженерія) та Mathematics (Математика). При цьому дані дисципліни вивчаються не окремо, як ми звикли, а у комплексі. Велике значення грає практичне застосування отриманих знань.
    Проектний метод навчання [96]
    Інтегроване навчання [18]
    ІНТЕГРОВАНІ УРОКИ інформатики: сутність, ефективність, методика [31]
    http://svch.ucoz.com/publ/0-0-0-1578-13
    Бінарні уроки [6]
    Як працює мозок? [114]
    Мотивація [10]
    Мотивація. Спонукання до дії. Причини, за яких ми докладаємо зусиль, долаємо труднощі, прагнемо до того, що нас приваблює. Про мотивацію
    Розвиток критичного мислення [12]
    Розвиваємо креативність та критичне мислення [31]
    Тематичні тижні та декади [7]
    Україна - рідний край [1]
    Творчість [2]
    Спритність, винахідливість, кмітливість – усе це вміння вирішувати завдання різними нетривіальними способами, використовуючи при цьому своє творче мислення

    Вхід на сайт

    Пошук

    СПІВПРАЦЯ

  • МОН України
  • Міська Рада м.Миргород
  • ПОІППО
  • Міськво м.Миргород
  • Телестудія МИРГОРОД
  • Шкільний канал YouTube
  • E-mail та сайти вчителів
  • ЗОШ №7