ІНФОРМАТИКА і не тільки... 

***

  • КРИТЕРІЇ ОЦІНЮВАННЯ
  • Інструктаж БЖД
  • Комп’ютер і здоров’я
  • Статистика


    Онлайн всього: 1
    Гостей: 1
    Користувачів: 0

    Методичний кейс

    Головна » Статті » Методичний кейс » Як працює мозок?

    «Что смотришь?! Фоткай скорей!»

    «Что смотришь?! Фоткай скорей!»

    Ухудшает или улучшает нашу память страсть к фотографированию всего вокруг?

     

    (Фото: Maxpixel.freegreatpicture.com.)

    (Фото: Maxpixel.freegreatpicture.com.)

    Невозможно представить нашу сегодняшнюю жизнь без фотографий. Мы – пусть не все, но очень многие – делаем их каждый день, а фотокамера сейчас есть даже у относительно дешёвых телефонов. Развитие технологий сильно повлияло на то, для чего мы фотографируем и что потом делаем со снимками. Если раньше фотография служила в основном, чтобы запечатлевать не слишком частые значимые моменты, то сейчас она стала к тому же еще и средством общения: мы перебрасываемся фоточками в мессенджерах и постим их в социальных сетях, чтобы сообщить, что с нами происходит прямо сейчас.

    Неудивительно, что эта всепоглощающая тенденция фотографировать все и вся привлекает внимание психологов и социологов. Не секрет, что у многих новейших технологий, которые уже успели стать для нас незаменимыми, есть «побочные эффекты», не обязательно вредные, но и не обязательно полезные. Например, благодаря интернету знания по существу все больше замещаются знаниями о том, где информацию можно быстро достать, то есть саму информацию мы не очень-то и запоминаем. По-научному это называется «когнитивная разгрузка» – мы не держим в голове то, что можно держать вне головы, и то, что интернет действительно располагает нашу память к лени, удалось подтвердить в специальных исследованиях.

    Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

    Предполагается, что аналогичный «побочный эффект» есть и у фотокамер: ведь когда мы делаем снимок, мы понимаем, что камера уже сохранила нужный момент, и потому свою память особо не напрягаем. В результате то, что мы сфотографировали, мы запоминаем хуже, чем если бы просто созерцали.

    Но есть ли какие-то научные данные о том, как влияет фотокамера на нашу психологию? Есть, и особенно много их появляется в последние годы.

    В исследовании 2014 года, опубликованном в журнале Psychological Science, прямо говорится о том, что, когда мы фотографируем, память работает хуже. Участникам эксперимента провели экскурсию в музее, во время которой их просили фотографировать некоторые из экспонатов. Оказалось, что сфотографированные экспонаты люди запоминали реже, хуже помнили их детали и где они находятся в музее. Казалось бы, вот прямое подтверждение гипотезы когнитивной разгрузки.

    Но если задуматься, тут возникают некоторые важные тонкости. Пожалуй, если мы фотографируем не на память, а по какой-то специальной надобности, то объект съемки мы действительно запоминаем плохо. В таком случае явно имеет место когнитивная разгрузка – например, когда мы фотографируем расписание автобусов, или когда нам указывают, что сфотографировать, подобно тому, как было в эксперименте. Тогда, нажимая кнопку на фотокамере, мы как бы даем мозгу команду избавиться от ненужной информации, которая теперь и так хранится в другом месте. Но если мы делаем кадр, подчиняясь естественному побуждению, значит, что-то нас самих привлекло. Наверное, это «что-то» стоит самому же и запомнить, но никак уж не «выгружать» из головы?

    В другом похожем эксперименте, описанном в недавней статье в Psychological Science,во время экскурсии можно было «фоткать» все, что сам человек считает нужным запечатлеть. В результате оказалось, что когда мы фотографируем, мы на самом деле лучше запоминаем зрительный образ, чем когда не фотографируем. Авторы работы в разоблачении гипотезы когнитивной разгрузки были последовательны до мелочей, проведя несколько вариантов эксперимента. Например, в одном из вариантов гуляющим по музею говорили, что их фото потом удалят. Согласно гипотезе когнитивной разгрузки, в этом случае мозг должен был бы не так активно «выгружать» образы из головы – во всяком случае, по сравнению с теми людьми, у которых фото сохранялись. Однако ничего такого не наблюдалось: обе группы запоминали образы одинаково. А вот если человек вообще гулял без камеры, как то было в третьей группе участников эксперимента, то он все увиденное запоминал хуже.

    Те же исследователи публиковали в прошлом году другую свою работу, результаты которой вполне согласуются с теми, что они получили сейчас. Один из экспериментов проводили на посетителях археологического музея, используя систему отслеживания движений глаз. Оказалось, что люди, которых просили пофотографировать, чаще смотрели на экспонаты и дольше их разглядывали – понятно, что они и лучше их запоминали.

    По словам самих психологов, здесь большую роль играет наша мотивация. Когда мы записываем информацию на листочке, мы делаем это для того, чтобы не нужно было держать ее в голове, но когда мы фотографируем для себя, то преследуем уже противоположную цель: мы хотим крепче удержать то, что значимо для нас. Потому мы оказываемся внимательней к визуальным деталям и в итоге лучше запоминаем. И даже когда исследователи в одном из экспериментов попросили участников просто представить, что они фотографируют, то положительный эффект на зрительную память оказался точно такой же, как если бы они это делали в реальности.

    То есть фотография работает на память, и работает за счет нашей вовлеченности. Даже том исследовании 2014 года, в котором как будто подтверждалась гипотез когнитивной разгрузки, негативный эффект от фотографирования пропадал, когда участников музейной экскурсии просили фокусировать камеру на каких-то интересных деталях. Вовлеченность возрастала – и память работала как надо. Причем человек в таком случае хорошо запоминал весь экспонат, а не просто детали, на которые наводил фокус. (И точно так же как те, кто участвовал в более свежем исследовании из Psychological Science, лучше запоминали вообще всю экскурсию, а не только то, что фотографировали.)

    Ну а если вовлеченности нет, никакого чуда от простого спуска затвора ждать не стоит. Если мы фотографируем лениво, и наше внимание не задерживается ни на чем конкретном, или же если «щелкаем» что-то второпях, рассчитывая позже посмотреть, что там получилось, лучше мы от этого помнить не станем.

    Однако определенная цена за то, что мы смотрим в объектив, все же есть. Все в той же статье в Psychological Science говорится, что люди, фотографируя во время экскурсии, хуже запоминали то, что говорил аудиогид. В общем, все вполне закономерно: возможности нашего мозга не безграничны, и ресурсы, которые мы выделяем для зрения, уже не могут быть использованы для обработки информации от других органов чувств. И хотя зрительные образы нам кажутся порой более ценными, слуховая информация точно так же необходима для полноценного восприятия. Известно, что звуки особенно важны для запоминания времени и порядка следования событий. Да и не всегда можно согласиться, что «картинка» лучше звука – достаточно вспомнить о музыке, шуме прибоя или гудении вечернего предпраздничного города.

    Как бы то ни было, самое главное в фотографиях, наверное, не то, что мы из-за них что-то лучше или хуже запоминаем, но то, что в них «пойманы» воспоминания, которые так любят ускользать, растворяясь во времени. Но если мы запечатлели их на фото, мы всегда можем их воскресить и снова отправиться в моменты прошлого. Кто не знает, как это бывает – когда случайно натыкаешься на папку со старыми фото и, просматривая их, вновь ощущаешь ворох давно забытых эмоций и впечатлений? 

    Автор: Анастасия Субботина

    Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)



    Подробнее см.: https://www.nkj.ru/open/32578/ (Наука и жизнь, «Что смотришь?! Фоткай скорей!»)

    Категорія: Як працює мозок? | Додав: SvetlanaCh (01.12.2017)
    Переглядів: 213 | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    avatar

    Категорії розділу

    Тести / Загадки / Перевір себе / Логіка [231]
    Актуально / Нові підручники [73]
    Олімпіади [4]
    Поурочне планування [16]
    Рефлексія [7]
    Інклюзія / Психологія / Педагогіка [189]
    Методичні рекомендації [59]
    http://mon.gov.ua/activity/education/zagalna-serednya/metoduchni.html
    Календарне планування, програми та Критерії оцінювання навчальних досягнень учнів [32]
    НУШ [27]
    Астрономія МЕТОДИКИ [6]
    Інформатика МЕТОДИКИ [20]
    Кабінет інформатики [16]
    Як формувати у учнів ключові та ІКТ-компетентності? [44]
    Сучасні технології, методи, прийоми. Інструменти [279]
    Інструментальна цифрова дидактика [17]
    Хмарні технології в освіті [89]
    Сервіси Wеb 2.0. та хмарні технології як моделювальне середовище освітнього підпростору вчителів [59]
    Сервіси Wеb 2.0. та хмарні технології як моделювальне середовище освітнього підпростору вчителів
    Сервіси та послуги Google [18]
    Крім основного свого бізнесу — звичайного пошуку, Google пропонує ряд сервісів та послуг для різних потреб.
    Сайт вчителя [17]
    Змішане навчання [7]
    Перевернуте навчання [15]
    Кейс-метод навчання [13]
    Ігрова педагогіка [25]
    Веб-квести [14]
    Створення навчальних інтерактивних мультимедійних ігрових вправ [4]
    Брейн-ринг [5]
    Онлайн-освіта [7]
    Освіта за допомогою відео [25]
    STEM-освіта [15]
    Абревіатура STEM розшифровується як Science (Наука), Technology (Технології), Engineering (Інженерія) та Mathematics (Математика). При цьому дані дисципліни вивчаються не окремо, як ми звикли, а у комплексі. Велике значення грає практичне застосування отриманих знань.
    Проектний метод навчання [96]
    Інтегроване навчання [18]
    ІНТЕГРОВАНІ УРОКИ інформатики: сутність, ефективність, методика [31]
    http://svch.ucoz.com/publ/0-0-0-1578-13
    Бінарні уроки [6]
    Як працює мозок? [114]
    Мотивація [10]
    Мотивація. Спонукання до дії. Причини, за яких ми докладаємо зусиль, долаємо труднощі, прагнемо до того, що нас приваблює. Про мотивацію
    Розвиток критичного мислення [12]
    Розвиваємо креативність та критичне мислення [31]
    Тематичні тижні та декади [7]
    Україна - рідний край [1]
    Творчість [2]
    Спритність, винахідливість, кмітливість – усе це вміння вирішувати завдання різними нетривіальними способами, використовуючи при цьому своє творче мислення

    Вхід на сайт

    Пошук

    СПІВПРАЦЯ

  • МОН України
  • Міська Рада м.Миргород
  • ПОІППО
  • Міськво м.Миргород
  • Телестудія МИРГОРОД
  • Шкільний канал YouTube
  • E-mail та сайти вчителів
  • ЗОШ №7