1.
Что такое компетенции?
Компетенция — это способность и готовность человека успешно решать определённый класс задач на основе внутренних ресурсов (знаний, умений и навыков) и внешних ресурсов в различных сферах деятельности, в том числе в нестандартных ситуациях.
2.
Чем компетенции отличаются от навыков?
Навык — это автоматизированное действие, доведённое до высокой степени совершенства. Навык является составным элементом умения — то есть способности применить знания на практике.
А компетенция включает в себя способность использовать знания, умения и навыки, исходя из конкретного контекста и мобилизуя психосоциальные ресурсы, для ответа на сложные вызовы.
Например, способность выстраивать и поддерживать эффективные коммуникации — это компетенция, которая предполагает, что человек знает язык, чтобы на нём общаться, владеет способом коммуникации (например, имеет навык использования компьютера для переписки), может ставить перед коммуникацией цели, умеет действовать в ситуации конфликта и так далее.
В каком-то смысле между компетенциями и навыками есть что-то общее: и те, и другие формируются через опыт и тренировку. Но компетенция — это больше, чем просто знания и навыки, это ещё и способность/готовность их применить, действуя в конкретных обстоятельствах.
3.
Почему сейчас все говорят именно о компетенциях?
Представление о компетенциях пришло в образование из сферы трудовых отношений. Там оно возникло в связи с пониманием, что эффективность работы сотрудника зависит не только от его интеллекта, знаний и навыков, но и от многочисленных личных качеств, проявляющихся в профессиональной деятельности.
Позже это понятие перешло и в образование, ведь, если работодатель ждёт сотрудника с набором неких компетенций, их нужно развить.
Теперь акцент сместился с удовлетворения ожиданий работодателя на формирование полноценной личности, которая не может быть успешной в XXI веке без развития целого ряда компетенций.
В условиях глобализации, роста цифровой экономики, развития науки и техники человек вынужден постоянно учиться новому, адаптироваться к изменениям и принимать решения в нестандартных ситуациях. Какие компетенции и как нужно формировать у человека, чтобы он был успешным в новых обстоятельствах — вопрос, который решают деятели образования многих стран.
Компетентностный подход в образовании утверждает, что школа и вуз должны не только давать знания и формировать умения в определённых предметных областях, но и способствовать развитию компетенций как метапредметных результатов образования. Этот подход отражён и в российском ФГОСе.
http://educationxxi.newtonew.com/card-competence
|