В этом уроке мы познакомимся с базовыми понятиями композиции в фотографии, которые научат нас лучше понимать значение и уместность каждой детали на снимке. Мы ознакомимся с основными принципами композиции, а также поймём как все это применяется на практике, чтобы суметь рассказать свою историю и создать более качественное фото. Мы ознакомимся с разными примерами и разложим все их композиционные составляющие по полочкам.
Хороший снимок это не только нажатие на кнопку и получение нового изображения, это также еще один способ рассказать историю, передать свои ощущения. Чтобы творить мы должны четко понимать, что мы видим.
Прежде чем мы перейдем к детальному разбору композиции нам надо выяснить, что заставляет человека трепетать, чем он любит любоваться. Для тех кто не знал, подсознание подсказывает нам любить вещи, которые нам уже знакомы, то что мы уже знаем. Знание и понимание означает комфорт и умиротворение, это заставляет нас любить то что мы видим. Неизвестное порождает страх, риск и опасность, это приводит к ощущению дискомфорта и оставляет негативное отношение к тому что мы видим. Очень важно понять эту идею, для дальнейшего продвижения.
Привычное, знакомое = комфорт = нам это нравится, наслаждение, привлекательность
Неизвестное, незнакомое = дискомфорт, страх= нам это не нравится
Содержание:
- Симметрия
- Ритм и повторение
- Правило композиции
- Баланс
- Линии, диагональ, перспектива
- Господство, объект, иерархия
Что такое красота?
Красота – это визуальное, эстетическое представление о чем либо, что нам нравится и от чего мы получаем удовольствие от созерцания этого. Красота берет свое начало в узнаваемостии, это то что мы уже знаем.
Давайте изучим красоту при помощи самого распространенного примера – человеческого лица.
Фото Hyloom
Анализируя изображение сверху поразмышляйте о следующих вещах:
- Длина и широта лица
- Соотношение между ртом, носом и лбом
- Глаза и брови относительно других частей лица
- Верхняя губа и подбородок
Попробуйте ответить на следующие вопросы:
- Влияет ли цвет кожи на красоту?
- Влияет ли цвет глаз на красоту?
- Влияет ли гладкость кожи на красоту?
КРАСОТА ЭТО СООТНОШЕНИЕ между левым и правым, низом и верхом, коротким и длинным, высоким и низким, узким и широким. Красота основывается на принципах ощущения знакомства чего то, что мы знаем и распознаем.
Красота создается путем объединения всех элементов лица в одно изображение, которое приводит нас к тому самому опознаванию предмета.
В поиске композиции
Композиция это объединение нескольких элементов в определенной последовательности исходя из определенных правил. Композиция начинается как минимум с двух элементов и между ними должна прослеживаться некая закономерность.
Фото optical71
На изображении сверху все ветки разбросаны хаотично и мы не можем проследить композицию. У нас нет возможности проследить закономерность.
A. Симметрия
Симметрия – это самое распространенное и в то же время очень недооцененное композиционное правило, один из самых важных компонентов красоты. Симметрия определятся при помощи осей, видимых или нет, горизонтальных или вертикальных.
Фото Paul Metaxas
Фото от Brandon Swartz
Симметрия означает централизованность, порядок, силу и авторитет. Это направление, важность и влияние. Левая часть является отражением правой и центральная линия это линия, которая ведет нас к наиболее значимому элементу снимка.
Церкви, учреждения, правительственные здания и замки основаны на симметрии, чтобы показать нам свою значимость и силу, показать нам путь и вести.
Фото от Cuba Gallery
Симметрия определяется не только при помощи вертикальных осей, но также при помощи горизонтальных. На изображении сверху небо и океан встречаются точно по центру изображения, намекая нам, что они одинаково значимы на снимке.
B. Ритм и повторение
Повторение означает, что некий элемент присутствует большое количество раз в той же позиции и с той же последовательностью. Даже если мы не видим все последовательности, у нас есть чувство комфорта из-за того что они предсказуемы и именно поэтому повторы это хороший инструмент для создания красивых изображений.
Фото от Andreas Gessl
Повторы не обязаны быть линейными, они могут быть также разбросаны по плоскости
Фото отMarc Falardeau
Будучи фотографом, всегда присматривайтесь к заборам, полюсам и всему, что предполагает равные промежутки между объектами. Это довольно простой способ создавать хорошие фотографии, на которые интересно смотреть. Повторы привлекательны, а следовательно красивы и если пользоваться ими правильно, глаза созерцателя будут направлены в нужном направлении
Фото от Torrie
Эта композиционная техника также замечательно подходит для создания ощущения перспективы, чтобы притянуть наши глаза к определенной точке на изображении.
Фото от Kristel& John
Повторение и ритм – это также музыкальные понятия, которое очень похоже на все изобразительные искусства, и основано на тех же принципах. Музыкальные ритмы создают ощущение комфорта и удовольствия, за счет того что наш мозг ожидает и получает определенные последовательности.
3. Золотое сечение – правило третей
Скорее всего, большинство фотографов уже знакомы с правилом третей, согласно которому снимок делится на 3 области горизонтально или вертикально и мы помещаем основные элементы либо во внутренних областях, либо на пересечении линий. Некоторые камеры с самого начала выводят необходимые линии на LCS экранах, чтобы помочь нам построить наши кадры согласно правилу третей.
Не все об этом знают, но правило третей это ни что иное как упрощенное золотое сечение
Попытки измерить красоту предпринимались еще во времена древних греков. В те времена математики, художники и философы пытались дать красоте определение и вывели следующую формулу (подробнее про историю появления формулы)
Пытаясь измерить красоту, было выяснено, что формула, которую мы видим выше применима к человеческому телу относительно очень многих параметров. И это не только человеческое тело, но это правило также было найдено в природе, животных и цветах. Мы окружены этим волшебным сечением, золотым сечением. Мы видим его снова и снова, оно знакомо нам, а значит оно нам нравится и мы получаем удовольствие смотря на него. Оно позволяет красоте существовать.
Применительно к человеческому лицу, вы будете сильно удивлены обнаружив, что все лица, которые мы относим к красивым имеют золотую пропорцию между разными частями лица, как это показано ниже.
мы только что нашли формулу красоты
Правило третей – это всего-навсего упрощенное золотое сечение, созданное для более простого понимания. Гораздо легче сказать человеку поделить снимок на 3 разные части, нежели сказать ему начать чертить линии исходя из формулы.
Запомните очень важную вещь:
Золотое сечение – это измеритель красоты, упрощенный для понимания до правила третей.
Применение правила третей бесконечно. Меня не перестает удивлять, как некоторые художники (фотографы, архитекторы и т.д.) не используют сие правило для оценки красоты их произведений искусства. Возможно они попросту не знакомы с этим правилом и решают не знакомиться с ним, но это приводит к увеличению риска быть отвергнутым зрителем.
Золотое сечение описывает самое КРАСИВОЕ отношение между длинным и коротким, широким и узким, большим и меньшим. Оно может быть применено при помощи четких линий или предположений, разницы цвета, насыщенности или времени как разное измерение. Оно может быть соотношением между громким и тихим, темным и светлым и другими еденицами измерения.
Все принципы выше применимы также к музыке, еде и ко всему, что совмещает элементы. Красота четко обозначена для нас, людей, и применима к нашей культуре до тех пор пока у нас есть те же натуральные пропорции. Если люди будут другими, возможно, что правило изменится. Мы не можем признавать красивыми не обычные тела, потому что это не следует тем же правилам и это создает отличие.
Источник фото – www.worldofraees.com
Классическое изображение в мире фотографии отображающее действенность правила третей вертикально и горизонтально. Стандартный метод для построения композиции, который всегда работает.
Особенности композиции
A. Правило композиции
Возвращаясь к определению композиции, несколько элементов объединенных по общему узнаваемому правилу являются композицией.
Фото от Mike Seliske
На изображении выше легко заметить, что лица членов семьи симметричны и создают вертикальную линию.
Фото от Michael Fuller
На изображении выше группа расположена по кругу. Не имеет никакого отношения к симметрии или правилу третей, однако до сих пор является композицией. Правило очевидно – круг и у нас нет никаких проблем его обнаружить.
Фото от Dave Traynor
Другой вариант круга с матерью по центру. Эта фотография подчеркивает важность матери, как центрального элемента. Сюжет снимка посвящен матери окруженной семьей, а не только семье. Это доказывает важность помещения элементов композиции относительно передаваемого через изображения сообщения.
На этом изображении мы читаем лица подобно книге – слева направо, снизу вверх. Это также классический прием при фотографировании семей, расположить лица на разных уровнях на фотографии, чтобы позволить зрителю проследить последовательность. В данном изображении не хватает баланса из-за пустого места в левой части снимка, из-за чего правая часть изображения выглядит тяжелее.
Фото от Vitor Schietti
На изображении сверху легко увидеть зигзагобразную линию, которую создает улица, засчет чего создается композиционное правило, которое заставляет нас проследить взглядом за направлением линии. Это очень хороший пример того как не следуя правилу симметрии и правилу третей, можно создать новое композиционно правило.
Фото от annfrau
Сердце выложенное из камней – это отличный пример, который показывает большое количество камней объединенных вместе, для создания формы сердца. Камни являются композиционными элементами и сердце это правило.
Используя примеры выше мы можем создавать несчетное количество композиции основанных на геометрических фигурах, элементах, цветах или что бы то ни было, чтобы создать привлекательное изображение. Вы не обязаны использовать примеры описанные в справочниках, книгах или расказанных другими людьми, вам всего лишь нужно показать отчетливое композиционное правило
B. Баланс
Чувство баланса в изображении как никакое другое диктует нам будет ли изображение спокойным, напряженным или создастся ощущение падения. Баланс важен для создания чувства умиротворения у зрителя. Я никоим образом не хочу сказать, что чувство напряжения это плохая вещь, это вполне может быть целью фотографа создать снимок, который ведет нас к дискомфорту, чтобы объяснить его смысл.
Фото от Don Geyer
Когда вещи выглядят неправильно и стремятся упасть, зритель будет чувствовать напряжение. Исходя из своего замысла, вы можете использовать баланс для того чтобы успокоить зрителя либо же дать ему еще один повод понервничать.
Фото от John & Tina Reid
Изображение сверху это типичный пример недостатка баланса. В то время как поза девушки не естественна, это создает интригующее ощущение движения и напряжения. Опять же, не существует готовых рецептов применительно к сбалансированности композиции, все зависит от того как творец желает передать сообщение.
Фото от Tudor Photography
Свечи в изображении сверху добавлены специально для добавления баланса в композицию в то время как ребенок заставляет правую часть снимка выглядеть тяжелее чем левая
Фото от Matt Sefton
Изображение сверху использует 2 композиционных инструмента, баланс и диагональ, чтобы создать чувство напряженного падения. Я задаю себе вопрос: “Как эти камни не падают вниз?”
Никогда не забывайте про баланс, это мощный инструмент, который позволит вам лучше передать ваше послание.
C. Линии, диагонали, перспективы
Фото от Bruce Campbell
Линии являются мощным зрительным инсрументом, который позволяет приковать внимание зрителя к точке их сближения. Это также простой инструмент, который позволяет подчеркнуть необходимый элемент, создать чувство перспективы и добавить интересности снимку. Используйте диагональные линии, чтобы создать динамичные изображения и добавить движения, глубины и перспективы.
Фото от Andrew Rochfort
Линии на потолке создают ощущение объемности и комната выглядит глубже чем она есть на самом деле.
Фото от Otto Silver
Линии могут быть использованы для придания глубины и объема. Будучи фотографом, мне нравится использовать глубину резкости на ограждения, чтобы акцентировать глубину еще сильнее для мощного и интересного результата.
D. Господство, объект, иерархия
Несмотря на то что это последний пункт данной статьи, я верю, что любая композиция должна содержать доминирующий объект, который легко определить. Подобно еде, когда каждое блюдо имеет доминирующий вкус, любая визуальная композиция должна гармонично комбинировать элементы, плавно подчеркивая центральный объект. Обнаружение центрального объекта не является проблемой на большинстве фотографии, в то же время, я бы хотел заметить, что иногда стоит немалых трудов понять посыл фотографа.
Сложно определить чему посвящено изображение сверху. Полотенце развешанное на балконе? Здание? Велосипед? Посыл не ясен и композиция запутана, если здесь и есть некий посыл , то его очень сложно понять.
Фото от Don McCullough
Когда мы смотрим на изображение сверху, не возникает никаких сомнений по поводу центрального объекта – это церковь и забор используется для привлечения внимания к этому объекту. Это отлично построенная композиция с четким посылом. Даже если применить тут правило третей, то выясниться что дерево справа придает баланса изображению. Это также хороший пример того как церковь доминирует на фото не передергивая одеяло слишком сильно на себя, что позволяет другим элементам композиционно дополнить ее.
Заключение
Хорошая композиция это всегда простая композиция, которая следует одному или более правилам. Будучи фотографом всегда думай, что ты хочешь рассказать твоему зрителю и как сделать это наиболее четко и ясно. Это добавит ценности твоим работам и сделает твои снимки более простыми для понимания.
(via)
А как у вас обстоят дела с композицией? Наверняка и у вас есть интересные работы с очень хорошей композицией, если есть, не стесняйтесь делиться ими в комментариях. |