ІНФОРМАТИКА і не тільки... 

***

  • КРИТЕРІЇ ОЦІНЮВАННЯ
  • Інструктаж БЖД
  • Комп’ютер і здоров’я
  • Статистика


    Онлайн всього: 1
    Гостей: 1
    Користувачів: 0

    Методичний кейс

    Головна » Статті » Методичний кейс » Розвиток критичного мислення

    О том, как важно правильно задавать вопросы и научить детей мыслить критически

    Превратите ваших учеников в «реактивных зрителей». Не останавливайтесь только на понимании содержания. Инициируйте обсуждение. Познакомьтесь с полезными видео-редакторами и предложите ученикам сделать свой проект.

    Превратите ваших учеников в «реактивных зрителей». Не останавливайтесь только на понимании содержания. Инициируйте обсуждение. Познакомьтесь с полезными видео-редакторами и предложите ученикам сделать свой проект.

    Полезного видео-контента сегодня много, и мы им активно пользуемся. Но просто включить ролик на уроке уже недостаточно. Важно убедиться, что ученики действительно вовлечены, а не пассивно потребляют информацию. Прежде чем нажать кнопку «Play», давайте подумаем, как заполучить активных зрителей?

     Предложите учащимся делать заметки во время просмотра.

     Останавливайте ролик и задавайте вопросы по содержанию.

     Просматривайте видео несколько раз, чтобы улучшить понимание его ключевых посылов.

    Идем дальше. Ваши ученики – активные зрители. Значит, он понимают то, что смотрят. Теперь наша задача – превратить их в «реактивных» зрителей, способствовать развитию критического мышления и формированию собственной точки зрения. Как организовать такой тип просмотра?

     Начните с придумки главного вопроса. Поиск ответа на него будет способствовать пониманию общего смысла видео. Задайте его в самом начале работы. Предложите ученикам делать заметки вместе в режиме реального времени. Можно обмениваться комментариями и мыслями, используя специальные сервисы. Мы бы посоветовали облачные документы (Google Docs), чат в Telegram или даже Twitter

     
    В ходе просмотра останавливайте видео и повторяйте тот самый главный вопрос. Поощряйте аргументированные, развернутые ответы.

     Несколько раз перематывайте на начало и смотрите заново. Вероятно, это может надоесть. Выход – предложите ученикам сделать свой видео-проект на основе просмотренного. Некоторые сервисы предлагают весьма интересный инструментарий для работы с видео-материалом. Изучите, например, Zaption, EdPuzzle, Media Breaker, а также Stories в Instagram.

    Оригинал статьи


    Вопросы, которые улучшают понимание текста

     ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ – 3 МИНУТЫ

    Погружаться в художественный текст нужно поэтапно – от базовой идеи к структуре и логическому анализу. Не забывайте про личные переживания учеников – и это не только формат сочинения. Изучаем рекомендации профессора литературы.

    Мы ежедневно спрашиваем своих учеников, всё ли им понятно в содержании текста, и вполне удовлетворены, когда получаем положительный ответ. Профессор литературы Нэнси Фрей из Государственного университета Сан-Диего предлагает четыре категории вопросов, которые она использует в работе со своими студентами при анализе художественных текстов. Мы уверены, в школе это тоже работает.

     О чем этот текст?

    Выясняем буквально – о чем идет речь. Чтобы перейти на следующий уровень понимания важно определить, понятна ли общая идея? Скорость обсуждения может быть разная, но ценно передать инициативу в руки учеников – не рассказывать самому даже очевидные вещи.

    Дополнительные вопросы из этой категории могут звучать так:

    – Как выстроены отношения между автором текста/рассказчиком и главным героем?

    – Какие символы использует автор? Что они означают?

    – Какова роль_____в книге?

     Как работает текст?

    Как только разобрались с буквальным пониманием текста – переходим на уровень его структуры. Здесь фокусируемся на использованных литературных средствах и приемах, жанре и манере описания. Структурный анализ помогает задуматься, какие цели ставил автор и какими средствами добивался их выполнения.

    Спросите, например:

    – На что ссылается автор/рассказчик?

    – Какие слова или фразы повторяет рассказчик и как это влияет на тон повествования?

    – Приведите примеры аналогий или метафор из текста. Что они означают?

     Каково значение этого текста?

    Третий уровень фокусировки – логический анализ. Здесь можно предложить ученикам сравнить текст с тем, что они уже читали ранее; подумать, какое место он занимает в ряду других произведений. Инициируем обсуждение, высказывание мнений о тексте и его идеях.

    Вопросы могут быть такие:

    – Как автор относится к_____? Приведи доказательства из текста.

    – Как автор в тексте изображает общество и общественное мнение по отношению к_____?

    – Расскажи о рассказчике/авторе? Как ты это узнал?

     На что вдохновляет тебя этот текст?

    Когда текст глубоко проработан, пришло время действовать. Учащимся нужно что-то делать с информацией, которую они собрали. Кто-то напишет отличное сочинение, кому-то будет интересно углубиться дальше и организовать исследование, а кто-то примет участие в конференции/дебатах. И это личное переживание – самое ценное.

    Обсудите с учениками – может быть, кто-то захочет:

    – Подготовить свои иллюстрации к книге.

    – Написать письмо автору.

    – Организовать с друзьями дискуссию о книге.

    – Прочитать другие произведения автора.

    Оригинал статьи


    10 подсказок учителю, как развивать у учеников навык критического мышления

     ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ – 5 МИНУТ

    Предлагайте открытые задачи, заведите с учениками «дневники размышлений» и коробку для обратной связи. Превращайте любую проблему в ресурс для генерации новых идей.

     Замедляйте темп

    Не поддавайтесь соблазну спросить первого, кто поднял руку. Подождите хотя бы 3-5 секунд после того, как задали вопрос, и, вероятнее всего, желающих ответить будет больше. Если вопрос действительно сложный и требует времени на обдумывание – подождите еще. Чтобы избежать неловкой паузы, можно сказать: «У вас есть 10 секунд, чтобы подумать» или «Мне нужно минимум 10 желающих ответить прежде, чем мы услышим верное решение».

     Придумайте «вопрос дня»

    Да, придумайте и поместите его на доску. Это должен быть вопрос или задание с различными вариантами выполнения. Пусть ученики запишут свои ответы в так называемые «дневники размышлений» (кстати, было бы неплохо из завести). В конце дня вместе обсудите проделанную работу.

     Соорудите коробку для обратной связи

    Напишите вопрос на доске, предложите ученикам подумать над его различными решениями и объяснить свои соображения. Ответы попросите положить в специально подготовленную вами коробку. Доставайте записи и по очереди их зачитывайте. За первый вытянутый из коробки ответ можно вручить приз – например, освободить автора от домашней работы на один день. Или поощрить так всех, кто наиболее творчески подошел к заданию.

     Разделите их на «два лагеря»

    Зачитайте утверждение, на которое существует две полярные точки зрения. Спросите: «Вы согласны или не согласны с автором? Почему?». Тех, кто согласен, попросите встать в одну часть класса, а тех, кто нет – в другую. Инициируйте дискуссию. Если у кого-то в процессе обсуждения точка зрения изменилась – добро пожаловать на противоположную сторону.

     Спросите «почему?» пять раз

    Используйте технику «пяти почему» для решения актуальных вопросов в классе. Например, ученики показали плохие результаты по итогам проверочной работы. Спросите: «Почему так получилось?». А потом – «Почему мы плохо усвоили материал?». Затем – «Почему у нас было мало времени на изучение материала?». Смысл в том, чтобы через пять вопросов найти решение для возникшей проблемы.

     Организуйте ролевую игру

    Поиграйте вместе. Напишите сценарий, вообразите, что пытаетесь понять – почему провалился важный эксперимент. Устройте мозговой штурм, разработайте план спасения – блестяще решите задачу.

     Используйте технику «автостоп»

    Если в классе у вас висит доска для объявлений – пробковая или магнитная – временно превратите ее в инструмент развития критического мышления. Разместите по центру карточку с проблемной задачей, а прямо под ней – две карточки с разными вариантами поиска решений. Попросите учеников продолжить размышления и прикрепить свои карточки под вашими. Каждое следующее решение должно основываться на предыдущем. Так дети попробуют развивать идеи друг друга, «подхватывать» уже существующие предложения и разрабатывать на их основе новые.

     «Разверните» ситуацию

    Ребенок пришел с невыполненным домашним заданием. Предложите ему подумать, какую пользу можно извлечь из этого. Возможно, одной из идей будет внести изменения в распорядок дня…

     Приобретите «карман для карточек»

    А может, он у вас уже есть? Такой большой подвесной карман с множеством отсеков, куда можно вставлять разные картинки (полезная штука – особенно для начальной и средней школы). Туда, например, можно вставить карточки с заданиями, разработанные согласно «Таксономии образовательных целей» Бенджамина Блума (помните такую?). Предложите ученикам вытащить задание из любого уровня когнитивной пирамиды, записать решение в «дневниках размышлений» или представить устно.

     Попробуйте формат «вопрос-ответ»

    Отличный способ проверить, как продвинулись ваши ученики в совершенствовании навыка критического мышления – организовать сессию «вопрос-ответ». Поработайте с каждым ребенком отдельно или разделите класс на небольшие группы. Подготовьте побольше несложных вопросов, работайте в быстром темпе, чтобы оценить, как дети справляются с простыми заданиями. Делайте заметки – они помогут вам при разработке более сложных.

    Оригинал статьи

     

    Поделиться:

    Комментарии (0)

    Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

    Категорія: Розвиток критичного мислення | Додав: SvetlanaCh (25.07.2017)
    Переглядів: 980 | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    avatar

    Категорії розділу

    Тести / Загадки / Перевір себе / Логіка [231]
    Актуально / Нові підручники [73]
    Олімпіади [4]
    Поурочне планування [16]
    Рефлексія [7]
    Інклюзія / Психологія / Педагогіка [189]
    Методичні рекомендації [59]
    http://mon.gov.ua/activity/education/zagalna-serednya/metoduchni.html
    Календарне планування, програми та Критерії оцінювання навчальних досягнень учнів [32]
    НУШ [27]
    Астрономія МЕТОДИКИ [6]
    Інформатика МЕТОДИКИ [20]
    Кабінет інформатики [16]
    Як формувати у учнів ключові та ІКТ-компетентності? [44]
    Сучасні технології, методи, прийоми. Інструменти [279]
    Інструментальна цифрова дидактика [17]
    Хмарні технології в освіті [89]
    Сервіси Wеb 2.0. та хмарні технології як моделювальне середовище освітнього підпростору вчителів [59]
    Сервіси Wеb 2.0. та хмарні технології як моделювальне середовище освітнього підпростору вчителів
    Сервіси та послуги Google [18]
    Крім основного свого бізнесу — звичайного пошуку, Google пропонує ряд сервісів та послуг для різних потреб.
    Сайт вчителя [17]
    Змішане навчання [7]
    Перевернуте навчання [15]
    Кейс-метод навчання [13]
    Ігрова педагогіка [25]
    Веб-квести [14]
    Створення навчальних інтерактивних мультимедійних ігрових вправ [4]
    Брейн-ринг [5]
    Онлайн-освіта [7]
    Освіта за допомогою відео [25]
    STEM-освіта [15]
    Абревіатура STEM розшифровується як Science (Наука), Technology (Технології), Engineering (Інженерія) та Mathematics (Математика). При цьому дані дисципліни вивчаються не окремо, як ми звикли, а у комплексі. Велике значення грає практичне застосування отриманих знань.
    Проектний метод навчання [96]
    Інтегроване навчання [18]
    ІНТЕГРОВАНІ УРОКИ інформатики: сутність, ефективність, методика [31]
    http://svch.ucoz.com/publ/0-0-0-1578-13
    Бінарні уроки [6]
    Як працює мозок? [114]
    Мотивація [10]
    Мотивація. Спонукання до дії. Причини, за яких ми докладаємо зусиль, долаємо труднощі, прагнемо до того, що нас приваблює. Про мотивацію
    Розвиток критичного мислення [12]
    Розвиваємо креативність та критичне мислення [31]
    Тематичні тижні та декади [7]
    Україна - рідний край [1]
    Творчість [2]
    Спритність, винахідливість, кмітливість – усе це вміння вирішувати завдання різними нетривіальними способами, використовуючи при цьому своє творче мислення

    Вхід на сайт

    Пошук

    СПІВПРАЦЯ

  • МОН України
  • Міська Рада м.Миргород
  • ПОІППО
  • Міськво м.Миргород
  • Телестудія МИРГОРОД
  • Шкільний канал YouTube
  • E-mail та сайти вчителів
  • ЗОШ №7