О том, как важно правильно задавать вопросы и научить детей мыслить критически
Превратите ваших учеников в «реактивных зрителей». Не останавливайтесь только на понимании содержания. Инициируйте обсуждение. Познакомьтесь с полезными видео-редакторами и предложите ученикам сделать свой проект.
Превратите ваших учеников в «реактивных зрителей». Не останавливайтесь только на понимании содержания. Инициируйте обсуждение. Познакомьтесь с полезными видео-редакторами и предложите ученикам сделать свой проект.
Полезного видео-контента сегодня много, и мы им активно пользуемся. Но просто включить ролик на уроке уже недостаточно. Важно убедиться, что ученики действительно вовлечены, а не пассивно потребляют информацию. Прежде чем нажать кнопку «Play», давайте подумаем, как заполучить активных зрителей?
Предложите учащимся делать заметки во время просмотра.
Останавливайте ролик и задавайте вопросы по содержанию.
Просматривайте видео несколько раз, чтобы улучшить понимание его ключевых посылов.
Идем дальше. Ваши ученики – активные зрители. Значит, он понимают то, что смотрят. Теперь наша задача – превратить их в «реактивных» зрителей, способствовать развитию критического мышления и формированию собственной точки зрения. Как организовать такой тип просмотра?
Начните с придумки главного вопроса. Поиск ответа на него будет способствовать пониманию общего смысла видео. Задайте его в самом начале работы. Предложите ученикам делать заметки вместе в режиме реального времени. Можно обмениваться комментариями и мыслями, используя специальные сервисы. Мы бы посоветовали облачные документы (Google Docs), чат в Telegram или даже Twitter
В ходе просмотра останавливайте видео и повторяйте тот самый главный вопрос. Поощряйте аргументированные, развернутые ответы.
Несколько раз перематывайте на начало и смотрите заново. Вероятно, это может надоесть. Выход – предложите ученикам сделать свой видео-проект на основе просмотренного. Некоторые сервисы предлагают весьма интересный инструментарий для работы с видео-материалом. Изучите, например, Zaption, EdPuzzle, Media Breaker, а также Stories в Instagram.
Погружаться в художественный текст нужно поэтапно – от базовой идеи к структуре и логическому анализу. Не забывайте про личные переживания учеников – и это не только формат сочинения. Изучаем рекомендации профессора литературы.
Мы ежедневно спрашиваем своих учеников, всё ли им понятно в содержании текста, и вполне удовлетворены, когда получаем положительный ответ. Профессор литературы Нэнси Фрей из Государственного университета Сан-Диего предлагает четыре категории вопросов, которые она использует в работе со своими студентами при анализе художественных текстов. Мы уверены, в школе это тоже работает.
О чем этот текст?
Выясняем буквально – о чем идет речь. Чтобы перейти на следующий уровень понимания важно определить, понятна ли общая идея? Скорость обсуждения может быть разная, но ценно передать инициативу в руки учеников – не рассказывать самому даже очевидные вещи.
Дополнительные вопросы из этой категории могут звучать так:
– Как выстроены отношения между автором текста/рассказчиком и главным героем?
– Какие символы использует автор? Что они означают?
– Какова роль_____в книге?
Как работает текст?
Как только разобрались с буквальным пониманием текста – переходим на уровень его структуры. Здесь фокусируемся на использованных литературных средствах и приемах, жанре и манере описания. Структурный анализ помогает задуматься, какие цели ставил автор и какими средствами добивался их выполнения.
Спросите, например:
– На что ссылается автор/рассказчик?
– Какие слова или фразы повторяет рассказчик и как это влияет на тон повествования?
– Приведите примеры аналогий или метафор из текста. Что они означают?
Каково значение этого текста?
Третий уровень фокусировки – логический анализ. Здесь можно предложить ученикам сравнить текст с тем, что они уже читали ранее; подумать, какое место он занимает в ряду других произведений. Инициируем обсуждение, высказывание мнений о тексте и его идеях.
Вопросы могут быть такие:
– Как автор относится к_____? Приведи доказательства из текста.
– Как автор в тексте изображает общество и общественное мнение по отношению к_____?
– Расскажи о рассказчике/авторе? Как ты это узнал?
На что вдохновляет тебя этот текст?
Когда текст глубоко проработан, пришло время действовать. Учащимся нужно что-то делать с информацией, которую они собрали. Кто-то напишет отличное сочинение, кому-то будет интересно углубиться дальше и организовать исследование, а кто-то примет участие в конференции/дебатах. И это личное переживание – самое ценное.
Обсудите с учениками – может быть, кто-то захочет:
10 подсказок учителю, как развивать у учеников навык критического мышления
ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ – 5 МИНУТ
Предлагайте открытые задачи, заведите с учениками «дневники размышлений» и коробку для обратной связи. Превращайте любую проблему в ресурс для генерации новых идей.
Замедляйте темп
Не поддавайтесь соблазну спросить первого, кто поднял руку. Подождите хотя бы 3-5 секунд после того, как задали вопрос, и, вероятнее всего, желающих ответить будет больше. Если вопрос действительно сложный и требует времени на обдумывание – подождите еще. Чтобы избежать неловкой паузы, можно сказать: «У вас есть 10 секунд, чтобы подумать» или «Мне нужно минимум 10 желающих ответить прежде, чем мы услышим верное решение».
Придумайте «вопрос дня»
Да, придумайте и поместите его на доску. Это должен быть вопрос или задание с различными вариантами выполнения. Пусть ученики запишут свои ответы в так называемые «дневники размышлений» (кстати, было бы неплохо из завести). В конце дня вместе обсудите проделанную работу.
Соорудите коробку для обратной связи
Напишите вопрос на доске, предложите ученикам подумать над его различными решениями и объяснить свои соображения. Ответы попросите положить в специально подготовленную вами коробку. Доставайте записи и по очереди их зачитывайте. За первый вытянутый из коробки ответ можно вручить приз – например, освободить автора от домашней работы на один день. Или поощрить так всех, кто наиболее творчески подошел к заданию.
Разделите их на «два лагеря»
Зачитайте утверждение, на которое существует две полярные точки зрения. Спросите: «Вы согласны или не согласны с автором? Почему?». Тех, кто согласен, попросите встать в одну часть класса, а тех, кто нет – в другую. Инициируйте дискуссию. Если у кого-то в процессе обсуждения точка зрения изменилась – добро пожаловать на противоположную сторону.
Спросите «почему?» пять раз
Используйте технику «пяти почему» для решения актуальных вопросов в классе. Например, ученики показали плохие результаты по итогам проверочной работы. Спросите: «Почему так получилось?». А потом – «Почему мы плохо усвоили материал?». Затем – «Почему у нас было мало времени на изучение материала?». Смысл в том, чтобы через пять вопросов найти решение для возникшей проблемы.
Организуйте ролевую игру
Поиграйте вместе. Напишите сценарий, вообразите, что пытаетесь понять – почему провалился важный эксперимент. Устройте мозговой штурм, разработайте план спасения – блестяще решите задачу.
Используйте технику «автостоп»
Если в классе у вас висит доска для объявлений – пробковая или магнитная – временно превратите ее в инструмент развития критического мышления. Разместите по центру карточку с проблемной задачей, а прямо под ней – две карточки с разными вариантами поиска решений. Попросите учеников продолжить размышления и прикрепить свои карточки под вашими. Каждое следующее решение должно основываться на предыдущем. Так дети попробуют развивать идеи друг друга, «подхватывать» уже существующие предложения и разрабатывать на их основе новые.
«Разверните» ситуацию
Ребенок пришел с невыполненным домашним заданием. Предложите ему подумать, какую пользу можно извлечь из этого. Возможно, одной из идей будет внести изменения в распорядок дня…
Приобретите «карман для карточек»
А может, он у вас уже есть? Такой большой подвесной карман с множеством отсеков, куда можно вставлять разные картинки (полезная штука – особенно для начальной и средней школы). Туда, например, можно вставить карточки с заданиями, разработанные согласно «Таксономии образовательных целей» Бенджамина Блума (помните такую?). Предложите ученикам вытащить задание из любого уровня когнитивной пирамиды, записать решение в «дневниках размышлений» или представить устно.
Попробуйте формат «вопрос-ответ»
Отличный способ проверить, как продвинулись ваши ученики в совершенствовании навыка критического мышления – организовать сессию «вопрос-ответ». Поработайте с каждым ребенком отдельно или разделите класс на небольшие группы. Подготовьте побольше несложных вопросов, работайте в быстром темпе, чтобы оценить, как дети справляются с простыми заданиями. Делайте заметки – они помогут вам при разработке более сложных.
Абревіатура STEM розшифровується як Science (Наука), Technology (Технології), Engineering (Інженерія) та Mathematics (Математика). При цьому дані дисципліни вивчаються не окремо, як ми звикли, а у комплексі. Велике значення грає практичне застосування отриманих знань.
Спритність, винахідливість, кмітливість – усе це вміння вирішувати завдання різними нетривіальними способами, використовуючи при цьому своє творче мислення